Владимир

Тема недели

Ковидные ограничения постепенно ослабевают; границы многих стран открывают для въезда. На сегодняшний день двадцать восемь государств открыты для россиян. Однако, если вы не хотите провести свой отпуск вдали от родины, то стоит рассмотреть курорты черноморского побережья.

Размещено:

Ольга Гусева, мэр города Суздаль: "Доля туризма в ВВП Суздаля превысила 50%, но, как и прежде, бюджет города практически ничего не получает от него"

Суздаль является жемчужиной Золотого кольца России, городом-музеем, в котором находится множество интересных достопримечательностей. Город ежегодно посещают более 1 млн туристов и это при населении 12 тысяч человек. О текущей ситуации в Суздале и перспективах его развития "Интерфакс-Туризму" рассказала мэр города Ольга Гусева.

Ольга Константиновна, Суздаль заметно похорошел за последние два-три года. Улицы стали гораздо чище, дороги – лучше, больше отремонтированных зданий, вывески привлекательнее, заметно больше стало кафе и баров. Торговые ряды, наконец-то, отреставрировали. Как вам удается благоустраивать город? Есть ли у вас какие-то "рычаги" воздействия на владельцев гостиниц, на турбизнес?

- Никаких "рычагов" нет. Обременение тут невозможно, все решается только переговорами, договоренностями и убеждением. Благоустройство города – это добрая воля предпринимателей. Мы обращаемся к владельцам, стараемся убедить их, что облик города важен для развития туризма, а, значит, и для развития их бизнеса.

Взять хотя бы Торговые ряды. Это – госсобственность. Мы "вышли" на одного из акционеров и убедили его, что очень важно, чтобы центр города выглядел достойно. Он провел реставрацию. Сейчас Торговые ряды готовят к продаже, и мы очень переживаем, потому что, на наш взгляд, они должны быть переданы в муниципальную собственность, чтобы мы могли передать их в аренду предпринимателям.

Дают положительные результаты и переговоры с турбизнесом. В этом году гостиничный комплекс "Николаевский посад" вложил в освещение города 500 тыс. руб. Все понимают, что можно создать великолепные условия для гостей внутри гостиничного комплекса, но если за его пределами будет царить разруха, то туристы в Суздаль не поедут.

И, конечно, наша гордость это – Спасо-Евфимиев монастырь, на протяжении долгих лет, пребывавший в удручающем состоянии. Сейчас после реставрации он – украшение города. Большая часть средств поступила по федеральной адресной инвестиционной программе "Культура России". А вот жилые исторические здания – наша большая проблема. Их обновление и ремонт – полностью на владельцах, и, понятно, что мало у кого найдутся такие средства.

В Суздаль ежегодно приезжает больше миллиона туристов. Каков вклад туризма в городской бюджет?

- Действительно, объем услуг, предоставляемых сферой туризма, вырос за последние пять лет на 63% и составил в прошлом году 163 млн 125 тыс. руб., а доля туризма в ВВП Суздаля достигла 53%. Но, как и прежде, бюджет города от туризма практически ничего не получает.

Дело в том, что Музей-заповедник имеет федеральный статус, и все налоги, соответственно, уходят в федеральный бюджет. Гостиничными комплексами владеют москвичи, они зарегистрированы в Москве или еще где-то, но не в Суздале, там они и платят налоги. А местный бюджет пополняется только за счет налога на землю, транспортного налога и налога с физических лиц.

Суздаль – дотационный город. Наш годовой бюджет – около 130 млн руб. в год.

Вряд ли можно на эти деньги "содержать" туристский город…

- Конечно, это – просто слезы! Я посчитала, что если я сейчас займусь дорогами и тротуарами, то потребуется сто лет, чтобы привести их в порядок. И тем не менее в прошлом году мы потратили 34 млн руб. на ремонт дорог: из них 10 млн руб. мы получили из областного бюджета, 2 млн – из районного, и из городского – 22 млн руб.

Коммуникации в городе изношены на 72%. А какой смысл в строительстве высококлассных отелей, если в них будут перебои с водой и электричеством? Мы "выходим" на федеральный уровень, пытаемся войти в целевые программы, "стучимся" во все двери, но нас "отправляют" на региональный уровень.

Очень большие надежды мы возлагаем на Ассоциацию малых туристских городов. В нее входят города, которые, как и Суздаль, уже много сделали для развития туризма, где уже есть турпоток. Но для дальнейшего развития нам требуется помощь государства. Надеемся, что голос ассоциации будет услышан.

После принятия поправок 131-й закон позволяет муниципальным образованиям тратить бюджетные деньги на развитие туризма, но для Суздаля, я так понимаю, эти поправки ничего не меняют?

- Для нас, и, думаю, для многих муниципальных образований, закон существует только на бумаге, на практике же он ничего не меняет, потому что денег в бюджете как не было, так и нет.

Получается, по законодательству у вас нет возможности получать доход от туризма?

- Сейчас мы рассматриваем возможность разработки нормативных документов, которые бы позволили получать налоги с предпринимателей и организаций, ведущих бизнес в нашем городе. А также думаем о том, как бы сделать так, чтобы каждый турист пусть один рубль, но оставил в бюджете города.

Впрочем, хорошо уже то, что население, занятое в турбизнесе и обслуживании туристов, получает прибыль. Таких за пять лет стало наполовину больше, сейчас их 2750 человек. На 12% больше в сфере туризма стало субъектов малого и среднего бизнеса, а число индивидуальных предпринимателей, оказывающих туруслуги, выросло на 22%.

За последнее время в Суздале появилось несколько хороших гостиниц. Достаточно ли сейчас мест или нужно строить еще? И привлекателен ли Суздаль для инвесторов?

- Определенное насыщение гостиничного рынка есть. Все-таки сумма инвестиций в сферу туризма за пять лет составила 874 млн 300 тыс. руб. В городе есть четыре крупных гостиничных комплекса: известный с советских времен Турцентр, новые гостиницы "Николаевский посад", "Пушкарская слобода", "Горячие ключи", которые продолжают расширяться. Есть несколько хороших гостиниц: "Золотой ручей", "Сокол", отель "Кремлевский", гостиница Ризоположенского монастыря.

Кроме того, у нас 27 зарегистрированных гостевых домов – фактически, это – мини-гостиницы, и, если судить по предложениям в сети, как минимум еще 25-30 незарегистрированных.

Для нас сейчас главное – развитие инфраструктуры. Что касается инвесторов, то желающие строить есть. Но чаще всего интересом дело и заканчивается, "заходить" в город инвесторы не спешат. Площадок для строительства гостиничных комплексов в историческом центре уже нет. Можно выкупать под гостиницы исторические здания, но его реконструкция связана со многими ограничениями: обязательно сохранение исторического ландшафта и исторического облика зданий. Согласование порой занимает до полутора лет. Сейчас у нас есть инвестор, который уже купил землю на окраине города и будет строить оздоровительный комплекс и гостиницу эконом-класса.

Задача любого туристского города – задержать туриста. Удается ли это Суздалю?

- В дни проведения праздников все гостиницы "забиты" полностью, а в выходные туристы, как правило, не задерживаются, приезжают на один день. Конечно, хотелось бы, чтобы туристов было больше, и чтобы загрузка была равномерно распределена по дням недели и по сезонам. Более того, в последние годы есть даже настораживающая тенденция: незначительное сокращения числа туристов, даже в дни праздников. Я вижу две основных причины.

Первая – "пробки": в этом году на Масленицу некоторые туристы доехали только к 4-5 часам вечера, а кто-то и вовсе не доехал, повернул обратно в Москву. Сейчас появился "Сапсан" и по-прежнему есть экспресс-электричка. Понятно, что стоимость тура увеличивается, но это не главное. Важнее переломить стереотипы: ведь до сих пор туристы в Суздаль приезжали на автобусе или машине.

Вторая причина – снижение мотивации для поездки в Суздаль. В огромном потоке информации сложно выделиться. Суздаль надо представить по-новому. Традиционно город считался исключительно экскурсионным направлением. Но с появлением современных гостиничных комплексов Суздаль со своими памятниками культуры и истории стал прекрасным местом для отдыха. В отелях есть рестораны с разнообразной кухней, спа-центры, банные комплексы, катки, созданы все условия для семейного отдыха. Во всех гостиницах есть все возможности для проведения конференций и корпоративных мероприятий.

И что мешает продвижению "нового" Суздаля?

- Нет консолидированной информации о возможностях Суздаля. У каждой гостиницы, у музея-заповедника – свои мероприятия, каждый заинтересован в том, чтобы привлечь больше туристов. Информация о них – на сайте организатора. Порой получается, что в один день проходит несколько праздников. А это ведет к потере туристов. Мы понимаем, что необходимо объединение турбизнеса. Десять лет мы пытаемся создать информационный центр, и сейчас, наконец, вплотную подошли к этому.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook