Владимир

Тема недели

26 ноября 2020 состоялся второй очный бизнес-завтрак на территории отеля «CronwellInn на Стремянной». Встреча отельеров, экспертов туристического направления и гостей мероприятия прошла также в двух привычных форматах – живого общения и onlineвещании в формате «stream». 

Размещено:

Ольга Гусева, мэр города Суздаль: "Доля туризма в ВВП Суздаля превысила 50%, но, как и прежде, бюджет города практически ничего не получает от него"

Суздаль является жемчужиной Золотого кольца России, городом-музеем, в котором находится множество интересных достопримечательностей. Город ежегодно посещают более 1 млн туристов и это при населении 12 тысяч человек. О текущей ситуации в Суздале и перспективах его развития "Интерфакс-Туризму" рассказала мэр города Ольга Гусева.

Ольга Константиновна, Суздаль заметно похорошел за последние два-три года. Улицы стали гораздо чище, дороги – лучше, больше отремонтированных зданий, вывески привлекательнее, заметно больше стало кафе и баров. Торговые ряды, наконец-то, отреставрировали. Как вам удается благоустраивать город? Есть ли у вас какие-то "рычаги" воздействия на владельцев гостиниц, на турбизнес?

- Никаких "рычагов" нет. Обременение тут невозможно, все решается только переговорами, договоренностями и убеждением. Благоустройство города – это добрая воля предпринимателей. Мы обращаемся к владельцам, стараемся убедить их, что облик города важен для развития туризма, а, значит, и для развития их бизнеса.

Взять хотя бы Торговые ряды. Это – госсобственность. Мы "вышли" на одного из акционеров и убедили его, что очень важно, чтобы центр города выглядел достойно. Он провел реставрацию. Сейчас Торговые ряды готовят к продаже, и мы очень переживаем, потому что, на наш взгляд, они должны быть переданы в муниципальную собственность, чтобы мы могли передать их в аренду предпринимателям.

Дают положительные результаты и переговоры с турбизнесом. В этом году гостиничный комплекс "Николаевский посад" вложил в освещение города 500 тыс. руб. Все понимают, что можно создать великолепные условия для гостей внутри гостиничного комплекса, но если за его пределами будет царить разруха, то туристы в Суздаль не поедут.

И, конечно, наша гордость это – Спасо-Евфимиев монастырь, на протяжении долгих лет, пребывавший в удручающем состоянии. Сейчас после реставрации он – украшение города. Большая часть средств поступила по федеральной адресной инвестиционной программе "Культура России". А вот жилые исторические здания – наша большая проблема. Их обновление и ремонт – полностью на владельцах, и, понятно, что мало у кого найдутся такие средства.

В Суздаль ежегодно приезжает больше миллиона туристов. Каков вклад туризма в городской бюджет?

- Действительно, объем услуг, предоставляемых сферой туризма, вырос за последние пять лет на 63% и составил в прошлом году 163 млн 125 тыс. руб., а доля туризма в ВВП Суздаля достигла 53%. Но, как и прежде, бюджет города от туризма практически ничего не получает.

Дело в том, что Музей-заповедник имеет федеральный статус, и все налоги, соответственно, уходят в федеральный бюджет. Гостиничными комплексами владеют москвичи, они зарегистрированы в Москве или еще где-то, но не в Суздале, там они и платят налоги. А местный бюджет пополняется только за счет налога на землю, транспортного налога и налога с физических лиц.

Суздаль – дотационный город. Наш годовой бюджет – около 130 млн руб. в год.

Вряд ли можно на эти деньги "содержать" туристский город…

- Конечно, это – просто слезы! Я посчитала, что если я сейчас займусь дорогами и тротуарами, то потребуется сто лет, чтобы привести их в порядок. И тем не менее в прошлом году мы потратили 34 млн руб. на ремонт дорог: из них 10 млн руб. мы получили из областного бюджета, 2 млн – из районного, и из городского – 22 млн руб.

Коммуникации в городе изношены на 72%. А какой смысл в строительстве высококлассных отелей, если в них будут перебои с водой и электричеством? Мы "выходим" на федеральный уровень, пытаемся войти в целевые программы, "стучимся" во все двери, но нас "отправляют" на региональный уровень.

Очень большие надежды мы возлагаем на Ассоциацию малых туристских городов. В нее входят города, которые, как и Суздаль, уже много сделали для развития туризма, где уже есть турпоток. Но для дальнейшего развития нам требуется помощь государства. Надеемся, что голос ассоциации будет услышан.

После принятия поправок 131-й закон позволяет муниципальным образованиям тратить бюджетные деньги на развитие туризма, но для Суздаля, я так понимаю, эти поправки ничего не меняют?

- Для нас, и, думаю, для многих муниципальных образований, закон существует только на бумаге, на практике же он ничего не меняет, потому что денег в бюджете как не было, так и нет.

Получается, по законодательству у вас нет возможности получать доход от туризма?

- Сейчас мы рассматриваем возможность разработки нормативных документов, которые бы позволили получать налоги с предпринимателей и организаций, ведущих бизнес в нашем городе. А также думаем о том, как бы сделать так, чтобы каждый турист пусть один рубль, но оставил в бюджете города.

Впрочем, хорошо уже то, что население, занятое в турбизнесе и обслуживании туристов, получает прибыль. Таких за пять лет стало наполовину больше, сейчас их 2750 человек. На 12% больше в сфере туризма стало субъектов малого и среднего бизнеса, а число индивидуальных предпринимателей, оказывающих туруслуги, выросло на 22%.

За последнее время в Суздале появилось несколько хороших гостиниц. Достаточно ли сейчас мест или нужно строить еще? И привлекателен ли Суздаль для инвесторов?

- Определенное насыщение гостиничного рынка есть. Все-таки сумма инвестиций в сферу туризма за пять лет составила 874 млн 300 тыс. руб. В городе есть четыре крупных гостиничных комплекса: известный с советских времен Турцентр, новые гостиницы "Николаевский посад", "Пушкарская слобода", "Горячие ключи", которые продолжают расширяться. Есть несколько хороших гостиниц: "Золотой ручей", "Сокол", отель "Кремлевский", гостиница Ризоположенского монастыря.

Кроме того, у нас 27 зарегистрированных гостевых домов – фактически, это – мини-гостиницы, и, если судить по предложениям в сети, как минимум еще 25-30 незарегистрированных.

Для нас сейчас главное – развитие инфраструктуры. Что касается инвесторов, то желающие строить есть. Но чаще всего интересом дело и заканчивается, "заходить" в город инвесторы не спешат. Площадок для строительства гостиничных комплексов в историческом центре уже нет. Можно выкупать под гостиницы исторические здания, но его реконструкция связана со многими ограничениями: обязательно сохранение исторического ландшафта и исторического облика зданий. Согласование порой занимает до полутора лет. Сейчас у нас есть инвестор, который уже купил землю на окраине города и будет строить оздоровительный комплекс и гостиницу эконом-класса.

Задача любого туристского города – задержать туриста. Удается ли это Суздалю?

- В дни проведения праздников все гостиницы "забиты" полностью, а в выходные туристы, как правило, не задерживаются, приезжают на один день. Конечно, хотелось бы, чтобы туристов было больше, и чтобы загрузка была равномерно распределена по дням недели и по сезонам. Более того, в последние годы есть даже настораживающая тенденция: незначительное сокращения числа туристов, даже в дни праздников. Я вижу две основных причины.

Первая – "пробки": в этом году на Масленицу некоторые туристы доехали только к 4-5 часам вечера, а кто-то и вовсе не доехал, повернул обратно в Москву. Сейчас появился "Сапсан" и по-прежнему есть экспресс-электричка. Понятно, что стоимость тура увеличивается, но это не главное. Важнее переломить стереотипы: ведь до сих пор туристы в Суздаль приезжали на автобусе или машине.

Вторая причина – снижение мотивации для поездки в Суздаль. В огромном потоке информации сложно выделиться. Суздаль надо представить по-новому. Традиционно город считался исключительно экскурсионным направлением. Но с появлением современных гостиничных комплексов Суздаль со своими памятниками культуры и истории стал прекрасным местом для отдыха. В отелях есть рестораны с разнообразной кухней, спа-центры, банные комплексы, катки, созданы все условия для семейного отдыха. Во всех гостиницах есть все возможности для проведения конференций и корпоративных мероприятий.

И что мешает продвижению "нового" Суздаля?

- Нет консолидированной информации о возможностях Суздаля. У каждой гостиницы, у музея-заповедника – свои мероприятия, каждый заинтересован в том, чтобы привлечь больше туристов. Информация о них – на сайте организатора. Порой получается, что в один день проходит несколько праздников. А это ведет к потере туристов. Мы понимаем, что необходимо объединение турбизнеса. Десять лет мы пытаемся создать информационный центр, и сейчас, наконец, вплотную подошли к этому.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook